Ви є тут
Додати новий коментар
Произвола силовиков всегда направлен против тех, от кого не надеются получить отпор. Очень приятно, что за мусульман вступились люди, которые по своему статусу в обществе такой отпор дать могут. В пресс-конференции «Проведенные СБУ обыски в мечетях, исламских центрах и в домах мусульман» приняли участие председатель Меджлиса крымскотатарского народа, народный депутат Украины Рефат Чубаров, а также старший научный сотрудник отдела религиоведения Института философии НАН Украины Игорь Козловский. У обоих есть, с чем сравнивать: Рефату Чубарову запрещен въезд в родной Крым, где преследуют остальных членов Меджлиса; Игорь Козловский еще несколько месяцев назад был в плену так называемой «ДНР».
Рефат Абдурахманович начал выступление (полный текст — на сайте «Ислам в Украине». — Ред.) с вызова украинским силовикам, выйдя к присутствующим с точно такой же книгой, как изъяли в ИКЦ Киева накануне:
— Я возьму с собой вот эту книгу — «Дозволенное и запретное в Исламе». СБУ считает, что эта книга запрещена. Она будет у меня в рабочем кабинете — на Банковой 7–8, кабинет 121 (5 этаж). Поэтому любой человек может написать в СБУ, и завтра я их жду с обыском у себя в кабинете.
Чубаров считает, что такое отношение к мусульманам на материковой части Украины на руку разве что оккупационной власти в Крыму:
— 18 марта, чуть больше, чем за 10 дней, в Крыму состоятся незаконные выборы президента России. На нашей, украинской, территории будут проходить незаконные выборы президента России! Оккупационные власти делает все, чтобы заставить максимум людей прийти на избирательные участки, которые будут там незаконно открыты, — и с этой целью максимально давят на исламское духовенство в Крыму <...>, чтобы имамы упросили мусульман Крыма, крымских татар пойти на выборы. И те, кто вчера пришел таким образом в Исламский культурный центр [Киева], они сделали большую прямую услугу своим [российским] «коллегам», ФСБшникам.
Он отметил, что сейчас, во время противостояния с таким сильным военным противником, как Россия, Украина просто не имеет права добавлять новые риски для общества:
— Считаю, что вчерашними действиями СБУ именно это и сделало. Вчера СБУ прямо дало пас ФСБ в Крыму — и мне очень жаль.
В то же время Рефат-ага попросил не проводить прямых параллелей с РФ, поскольку в российских реалиях такое собрание и обсуждение, как эта пресс-конференция, было бы невозможно:
— Эта ситуация — она исключительно украинская, и мы здесь обязательно поставим точку — и в парламенте, и, думаю, с помощью СМИ. Прямые параллели, как бы этого не хотелось кому-то здесь, в Украине, мы проводить не будем. Мы будем делать все для того, чтобы защитить крымских татар, этнических украинцев, людей разного вероисповедания в Крыму и не создавать здесь, в Украине, каких-то новых шансов для российских оккупантов в Крыму.
Игорь Анатольевич Козловский, в свою очередь, тоже обратил внимание на книгу в руках Рефата Чубарова:
— Я вот вижу «Дозволенное и запретное в Исламе», я знаю эту книгу. Вообще не знаю, что там может быть экстремистского. Более того, я ее также читал, она была у меня, и я ее давал читать своим студентам. Я распространял ее — можно и так сказать, правильно?
Игорь Козловский с грустью поделился, что когда его освободили из двухлетнего плена «ДНР», и он возвращался в Киев, Президент Украины Петр Порошенко сказал ему в самолете: «Игорь Анатольевич, вы возвращаетесь в новое государство. В новое, правовое государство!» Неудивительно, что во время показа записей камер видеонаблюдения всемирно известный религиовед сидел, схватившись за голову, ведь увиденное очень напоминало ему собственный печальный опыт — когда он сидел в подвале «ДНР», а в его доме делали «обыск» с привезенными неизвестно откуда «понятыми», подбрасыванием литературы и гранат, — а не «новое, правовое государство».
— Вот так, я видел здесь на видео — почти один в один, та же схема. О чем это говорит? О том, что что-то не изменилось у нас. И СБУ продолжает доверять доносам, вместо того, чтобы поинтересоваться у специалистов. Я занимаюсь религиоведением уже 40 лет, знаю эту организацию с момента ее возникновения. «Альраид» я знаю с 90-х годов, когда еще только начинался исламский подъем в Украине. Я знаю лично этих людей и никогда не поверю, что эта литература им принадлежит.
Игорь Анатольевич также поставил под сомнение признание этих книг «экстремистскими» — не только потому, что читал их, и их содержание известно ему из первоисточника, но и потому, что точно знает: к специалистам, имеющим достаточную квалификацию, чтобы делать выводы о религиозной литературе, такого запроса не поступало:
— Когда там изымали литературу и говорили, что эта литература является экстремистской, — кто выносил это суждение? На каком основании? У нас есть список запрещенной литературы? Нет у нас такого списка. Кто сказал, что она экстремистская? Специалисты, которые могут разобраться в этом вопросе — к ним эта литература не попадала, и не было такого запроса относительно того, какая литература у нас имеет экстремистский характер или может быть запрещена. Таких запросов нет — я член экспертного совета при департаменте по вопросам религии при министерстве культуры Украины.
Ученый также вспомнил, что дружба с муфтием Саидом Исмагиловым — это одно из обвинений террористов, пытавших его в плену. Он сказал, что гордится таким учеником и другом, как шейх Саид, и призвал широкую общественность не быть равнодушными к происходящему:
— Я говорю вам, что все, что происходит, — это касается не только исламской общины. Это такой тревожный симптом, в котором я вижу наступление на вообще права гражданского общества. Это — граница, это — предел. Если мы позволим эту границу перейти — будет дальнейшее наступление вообще на гражданское общество. А мы знаем, что Украина не будет действительно правовым государством, пока не созреет такое сильное гражданское общество, которое будет объединять представителей разных конфессий, разных мировоззренческих взглядов.