Исламский культурный центр в Днепре помогает переселенцам, предоставляет убежище и питание, сотрудничает с благотворительными фондами, поддерживает военных на фронте.
Благородной деятельности мусульман посвящен сюжет телеканала ДніпроTV, в котором имам Виталий Оверко напоминает телеаудитории, что российское вторжение в Украину началось еще в 2014 году:
— Уже в 2014 году. Такое село было — Семеновка, вблизи Амвросиевки, и по нему били непосредственно с российской территории «Градами». Село в хлам было разбито. Также русские войска вошли в Иловайск, российские офицеры жили в городах Донецкой области, российские офицеры командовали силами этих сепаратистских «республик». То есть ничего нового нет. Оно было, это вторжение, просто оно увеличило свой масштаб.
Последователи ислама в Днепре, как и в других городах Украины, уже с 2014 года оказывают помощь переселенцам с оккупированных Россией территорий, а с февраля этого года, когда РФ начала открытую войну против Украины, беженцев стало еще больше.
— Никто не хочет жить во время войны, никто! И мы стараемся помочь беженцам. У нас здесь живут наши братья и сестры из других городов на востоке Украины. Они приехали и жили у нас. Были также немусульмане, оставшиеся без крова и приехавшие сюда. И мы тоже — не только мы, другие мечети также — давали им убежище, — рассказывает имам.
Несмотря на то, что в стране-агрессоре, в ее армии есть люди, называющие себя последователями ислама, отношение оккупантов к украинским мусульманам на захваченных территориях угрожает самому существованию людей. Понятно, что среди беженцев с юга и востока немало мусульман.
— Беженцы, например, из Геническа уехали, и мы нашли возможность, поселили в Каменском (ИКЦ и мечеть в Каменском. — Ред.). Это были женщины и дети. Если бы они там (в Геническе. — Ред.) остались, это было бы, конечно, очень тяжело, потому что в России ислам в основном, скажем так, ФСБ-изован. Там очень большое давление на мусульман, очень большое. И если мусульмане выбиваются из разрешенных государством рамок, то у них там большие проблемы. В Украине совершенно иная ситуация, совершенно! У нас в принципе общество очень уважительно относится к представителям других религий, — говорит Виталий Оверко.
Имам отмечает, что сейчас помощь нуждающимся требует от мусульман Днепра еще больших усилий и настойчивости, ведь с начала полномасштабного вторжения РФ в мусульманской общине людей стало меньше: кто-то уехал из города, кто-то ушел в армию, встав на защиту страны:
— К нам на пятничную молитву сейчас приходит более 50 человек. До войны, конечно, весь зал здесь был занят. Сейчас много [прихожан] уехало. Много было [иностранных] студентов, много было неграждан Украины... Но и остались… и не только мусульмане-украинцы. Остались мусульмане-арабы, дагестанцы, чеченцы, турки. Некоторые [несмотря на войну] вернулись в Украину, поэтому мы стали более сплоченными и близкими друг другу…
Среди направлений помощи, оказываемой мусульманами, есть и обеспечение беженцев и воинов-единоверцев халяльной пищей. Так, по словам имама, волонтеры ИКЦ Днепра делали консервированную кашу с халяльным мясом:
— Для мусульман это очень важно. Мы передавали [халяльные продукты] беженцам и в армию — нашим мусульманам, воюющим в рядах ВСУ.
Война, которая ни в коем случае не может нести благо, побуждает людей, по словам Виталия, сплачиваться, объединяться, чтобы защитить свою страну, своих близких, друзей, дома, и помочь ближним пережить лихие времена:
— Многие ребята воюют, есть мусульманские подразделения. Многие азербайджанцы воюют, приезжают вайнахи, ингуши, приезжают из Франции — есть иностранные легионы. Война — это часть окружающего мира. Другое дело, какое место занимает человек в этих событиях, то есть на чьей стороне: справедливости или несправедливости? Поэтому случившееся — это разбойник пришел в ваш дом с мечом, убивает, грабит и насилует. И что нужно делать человеку? Защищаться. За время войны я познакомился с огромным количеством добрых людей. Это удивительно, война как плохие черты выводит наружу, так и хорошие. Война — это такое очищение, это катарсис, когда проявляется «нутро» человека: хороший ли он человек, надежный или так себе?
Имам убежден, что в нынешней ситуации украинцы должны защищаться и защищать Украину:
— Мы должны защищать свою страну, защищать справедливость, защищать своих жен, детей, соседей — вот и все. Мы должны бороться. А как Всевышний определит, я не знаю. Я не знаю, чем закончится, но я знаю, что человек должен делать.