Конгресс мусульман Украины

«Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь!» (Коран, 3:103)

Тридцатилетие аварии на ЧАЕС глазами гимназистов: события из другой реальности

28.04.2016 / 1411

Чернобыльская трагедия… так давно и так недавно. С одной стороны, еще живы те, кому удалось уцелеть после той страшной аварии — бывшие жители нынешней Зоны Отчуждения, и даже, быть может, кто-то из ликвидаторов не первой волны (первых, к сожалению, радиация убила в кратчайшие сроки). А с другой стороны — что такое срок в 30 лет для подростка, или, тем более, ребенка? Когда некоторые твои учителя — ровесники той катастрофы, и ты каждый день обращаешься к ним по имени-отчеству; а сам ты пока что прожил на свете вдвое, втрое, в четыре раза меньше, чем прошло с той трагической даты — кажется, что это было настолько давно, где-то сразу после Второй Мировой и гетьмана Хмельницкого.

Перед администрацией гамназии «Наше Будущее», как и любой другой школы, встал вопрос: как раскрыть полноту и ужас произошедшего, при этом не запугивая детей? Как показать на этом примере бесчеловечность режима, который утаивал от населения информацию о том, что на свежем воздухе гулять просто опасно, и провел первомайскую демонстрацию, выведя под радиоактивный ветер и дождь детишек от мала до велика? Как объяснить детям, почему Зона отчуждения обнесена забором с колючей проволокой, и почему эвакуированные оттуда люди оставляли все свои вещи там, а после приезда на новое место сжигали даже свою одежду и обувь? Почему в больницах, где лечили ликвидаторов, полностью меняли полы, настенную штукатурку, окна и двери, а многие из ухаживавших за ними врачей и медсестер сами вскорости заболели и многие из них умерли?

Учителя исходили из возраста своих воспитанников: младшеклассникам показали фильм об аварии на ЧАЕС, так как визуализация очень сильно облегчает понимание сложных, непонятных и «оторванных от реальной (для школьников в данный момент времени) жизни» вещах. Учеников же старших классов пригласили на круглый стол, где они не только слушали лектора и конспектировали в специально подготовленных учителями буклетах, но также обсуждали предпосылки катастрофы и дальнейшую судьбу Зоны отчуждения, изучали простейшие подручные средства противорадиационной защиты, и на чрезвычайно красочном (и весьма жутком) примере убедились, что режим, для которого человеческая жизнь не имеет ценности — преступен.

    

Следите за нашими мероприятиями, новостями, обсуждайте в социальных сетях

Дружественные и партнерские ресурсы