Исламский культурный центр Сум всегда уделял внимание нуждам малообеспеченных. Помощь оказавшимся в стесненных обстоятельствах является одним из важных направлений деятельности центра и прихожан мечети, в том числе активисток женской общественной организации «Амалия». После российской агрессии, которая началась еще в 2014 году, с захвата Крыма и части Луганской и Донецкой областей, сумские мусульмане взяли на себя заботу о переселенцах с оккупированных территорий. С началом же открытого вторжения российских войск 24 февраля 2022 года переселенцев в Сумах стало еще больше: спасаясь от «освободителей», в город хлынула волна жителей Ахтырки, Тростянца, Чернигова и даже беженцы из Донецкой области.
Люди нуждаются во многом, и сумские последователи ислама стараются обеспечить их хотя бы самым необходимым. Одежда и обувь, собранные ими, находят новых хозяев. Активисты сумской мусульманской общины, в частности имам мечети Рустам Хуснутдинов и глава ГО «Амалия» Анжелика Хуснутдинова, стараются помочь каждому обратившемуся за помощью, независимо от вероисповедания и национальности людей.
Как рассказал нашему изданию шейх Рустам, несмотря на то, что помощников у них не так много, добрые дела не прекращаются ни на день:
— До обострения ситуации, до 24 февраля, в мечети не хватало мест для молящихся. На джума приходило до 300 мужчин и женщин, ИКЦ был переполнен детьми… Ныне же многие, в основном иностранные студенты, вернулись на родину, а украинские мусульмане вывезли детей в более спокойные города Украины. Так что нас осталось не так уж и много. Например, на праздничную молитву смогли собраться только 11 мужчин, 4 женщины и 8 детей. Но выезжающие из Сум, спасающиеся от войны — не забывайте, что наша область граничит со страной-агрессором — стараются помочь тем, кто остался, и тем людям, для которых и Сумы по сравнению с их оккупированными городами кажутся безопасным местом. Очень много одежды и обуви передают для нуждающихся — мы все это сортируем и раздаем тем, кто находится в стесненных обстоятельствах.
Со слов Рустама Хуснутдинова, трудно сказать, сколько людей получили такую помощь с начала открытой войны:
— Статистику мы не ведем, но ежедневно к нам обращается до 10 семей за помощью. Это и ВПО, и жители Сум, которым тоже нынче приходится несладко: из-за войны многие предприятия прекратили работу, у людей ухудшилось материальное состояние. И одежда, пожертвованная мусульманами, очень их выручает. Сегодня в Сумах почти не осталось студентов-иностранцев и предпринимателей из стран мусульманского мира, которые раньше были основным источником поступления вещей в банк одежды и обуви, однако многие уехали, поручив контактерам (специалистам по работе с иностранными студентами. — Ред.) передать вещи, оставшиеся в съемных квартирах, на нужды ИКЦ. Так что запас одежды пополняется. К тому же мы давали объявления в группах в соцсетях, и люди делятся с соотечественниками, чем могут. Есть и обмен: люди, получавшие помощь раньше, что-то возвращают, что-то берут взамен. Кто-то уезжает в другие области и тоже возвращает вещи нам.
Супруги Хуснутдиновы, оставаясь в Сумах и практически без помощников оказывающие помощь другим людям, являются примером поистине благочестивых людей, исполненных милосердия и заботы о ближних. Корреспонденту нашего издания не удалось уловить даже намека на осуждение или обиду на уехавших. Отвечая на немного провокационный вопрос, почему не уехали, как другие, спасая свои жизни и здоровье, имам Рустам Хуснутдинов говорит:
— Мы делаем это ради Аллаха, бисмиллях. Мы должны помогать людям, которые попали в такую сложную ситуацию. Переселенцы, сумчане без работы… Нельзя ни в коем случае осуждать тех, кто спасает здоровье и жизни своих детей, своих жен. У каждого человека свои обстоятельства, свои сложности. Многие будут полезны там, куда они уехали. Каждому Аллах ниспосылает испытание по его силам. И, даст Бог, уже скоро наша мечеть будет снова переполнена молящимися, ведь в том, что Украина победит, сомнений быть не может — и люди вернутся в свои города.
Состояние людей, бежавших от войны и оккупации, имам понимает как никто: он и его семья тоже испытали горечь скитаний, так как были вынуждены оставить налаженный быт в Донецке после захвата города пророссийскими боевики. Благие дела четы Хуснутдиновых — это и проявления сочувствия к собратьям по несчастью, и стремление заслужить довольство Всевышнего.