Жизнь в Крымском ханстве и первая аннексия Крыма глазами турецких исследователей
Событием, собравшим 14 декабря специалистов не только из разных уголков Украины, но и из Беларуси, Турции, Молдовы и Азербайджана, стала Международная научно-практическая конференция «Мусульманское наследие в Южной Украине: история, культура, религия».
Больше всего гостей было из Турции, они привезли интересные доклады — результаты наработок в турецких архивах. Как известно, Крымское ханство долгое время было в вассальной зависимости от Османской империи; османский султан даже участвовал в избрании крымского хана — конечно, только среди Гиреев. Но уже самый первый докладчик, всемирно известный историк, филолог-арабист Мехмет Максудоглу, имеющий опыт преподавания во многих университетах мира, поставил под сомнение сам термин «Османская империя»: почти пятьдесят лет исследований османской истории убедили ученого, что из-за отсутствия точных соответствий в других языках неправильно употребляют термин империя по отношению к Османскому Государству — именно такой перевод является самым точным.
— Все начинается с имени: стоит только изменить чье-то имя, и люди его не боятся. <...> В литературе мы видим название «Османская империя» — это название используется даже в учебниках. Например, когда я учился, везде в книгах было написано «Османская империя». А когда я выучился — увидел, что это просто ложь. Тогдашним османским турецким это государственное образование называлось «Великий Султанат Османов», и в европейской традиции этому названию наиболее соответствует определение «Османское Государство». В сотнях, тысячах тогдашних османских документов вы увидите только это название. Но в 1856 году, с началом международного документооборота, во франкоязычной корреспонденции начали использовать французский термин «Османская империя», хотя во внутренних документах продолжали употреблять исключительно термин «Османское Государство» — вплоть до переворота Ататюрка.
Поэтому, по мнению исследователя, некорректно называть это государственное образование «Османской империей», потому что оно не имело главного признака империи: Османская Государство не проводило политики эксплуатации колоний. Это была скорее политика защиты и опеки мусульман всего мира и справедливости в отношении немусульман.
Кстати, профессор Максудоглу по происхождению — крымский татарин.
Еще один стереотип о Крымском ханстве развенчал в своем докладе «Желательное или нежелательное: нарративы обращения в Ислам в XVII в. в Крыму» турецкий исследователь Фират Яша. Вопреки популярному мифу, что немусульмане обращались в Ислам из-за нарушения их религиозных прав в ханстве, исследователь, сославшись на архивные документы, рассказал: последователи других религий имели отдельные суды, регулирующие семейные и имущественные вопросы в соответствии с собственной религиозной традицией.
Что касается новообращенных мусульман, то, кроме свидетельства веры, они в основном должны были делать еще и определенные шаги для окончательного изменения своей жизни. Обычно, чтобы не разбивать компактного поселения различных религиозных групп в отдельных кварталах, где все было приспособлено под нужды именно этой религиозной общины, человек продавал свой дом кому-то из своих бывших единоверцев и переезжал в мусульманский квартал, о чем есть немало записей. Впрочем, была одна особенность: если Ислам принимала замужняя женщина, ее брак «приостанавливался» — пока ее муж решит, примет ли Ислам. Если этого не происходило, такой брак расторгался, согласно тогдашнему пониманию нормы «мусульманка не может выйти замуж за немусульманина». В то же время известно решение суда, датированное концом XVIII в., где девушка из мусульманской семьи, объявившая себя немусульманкой, вышла замуж за немусульманина. Это дело слушали в суде по иску ее родственников о расторжении брака. Ей предложили вернуться в Ислам — религию, в которой девушку воспитывали с семи лет, но она отказалась, — и тогда судья не нашел оснований расторгать ее брак.
Была и еще одна особенность: после завоевания полуострова Российской империей новообращенные в Ислам пытались как можно скорее изменить свои имена на крымскотатарские, чтобы избежать «автоматического» приписывания к приходом русских христианских церквей.
Исследовательница Эмель Килич в своем докладе «От торговли к священным побуждениям: купцы-миссионеры в Крыму в XIII—XV вв.» рассказала о тесной связи между появлением иноверческих купеческих поселений в Крыму с появлением их религиозных миссий на полуострове. Например, мало кто знает, что в свое время в Крыму действовали итальянские католические миссии: деятельность таких миссий, позже согласованная на официальном уровне самым ханом Узбеком, начиналась именно с итальянских купцов, компактно проживавших в Крыму и ведших торговлю.
Так же — и миссии Армянской апостольской церкви и даже иудейские миссии. Вообще, кроме мусульман, на полуострове были и христиане: православные, католики, верующие армянской церкви, а также иудеи — и это повлияло на различные сферы жизни: от искусства и архитектуры до литературы.
Исследователь из Стамбула Григорий Мавров в своем докладе «Шахин Гирей — первый опыт модернизации в исламском мире» рассказал о попытке реформировать Крымское ханство, закончившейся восстанием и аннексией полуострова Российской империей.
Чтобы помочь слушателям почувствовать атмосферу конца XVIII в., Григорий Мавров начал свое выступление цитатой османского султана Мустафы III, незадолго перед смертью сказавшего: «Мир перевернулся вверх дном, и при нашем правлении нет надежды на лучшее. Злой рок бросил власть в руки низменным людям; наши чиновники — воры, рыщут улицами Стамбула, и мы ничего не можем сделать, только просить Бога о милосердии» — и это говорит правитель одной из крупнейших мировых держав, господствующей на трех континентах!
Крымский хан Шахин Гирей был едва ли не самым первым правителем мусульманского мира, начавшим модернизацию. Впрочем, история знает его как «модернизатора-неудачника». В юности, путешествуя и живя в странах, которые относились к европейской цивилизации, он смог увидеть, что Запад становится сильнее, и пытался понять, почему так происходит, пытался перенять тот опыт, который делает западные государства сильными. В чем же заключались реформы Шахин Гирея? Прежде всего они предусматривали изменение политического режима и утверждение абсолютистского характера власти хана. До этого ханы абсолютной власти не имели: их выбирали племена, и они правили на основе консенсуса крупнейших племен, которые их выбрали. Свое слово имел даже османский султан, потому что Крымское ханство было в вассальных отношениях с Османской Государством. Конечно, выбирали из одной династии — Гиреев.
Шахин Гирей попытался взять на себя функцию решать, кто станет следующим правителем. Он начал и другие масштабные преобразования, в частности реформу Дивана — тогдашнего исполнительного и совещательного органа, а часто — инструмента воздействия на хана. Шахин Гирей попытался сделать членов Дивана обычными государственными служащими, которых он назначал лично.
Были и другие реформы: административно-территориальная (выведение большинства земель из-под влияния племен), фискальная (строгая отчетность по собранным налогам), финансовая (новый монетный двор с современным оборудованием, закупленным в Польше); серьезная военная реформа: впервые на государственном уровне начали закупать иностранное вооружение (перед тем оно было только трофейным) и привлекали к подготовке иностранных специалистов, вводили новейшие системы тренировки, мобилизацию крестьян, даже немусульман! Для этих реформ нужно было определиться, сколько подданных живет на подконтрольных территориях, — состоялась первая крымская перепись населения, но общего восторга это не вызвало.
В планах была модернизация портов и строительство фабрик. Еще одно преобразование, судя по всему, было запланировано под влиянием времени, проведенного будущим ханом в Петербурге: он хотел перенести столицу из Бахчисарая в Кафу (Феодосию) и построить там современный дворец западного образца — для этого пригласил иностранных специалистов, прежде всего англичан.
Мы не знаем, каков был бы результат этих реформ: вспыхнуло крупное восстание, в результате которого Шагин Гирея сбросили. Вскоре он вернулся на российских штыках, но ненадолго, потому что Россия решила прекратить этот эксперимент, аннексировав Крымское ханство.
Напомним, конференцию организовали и провели Украинский центр исламоведческих исследований (УЦИИ), Центр исламоведческих исследований Национального университета «Острожская академия», Общественный союз «Всеукраинская ассоциация «Альраид» и Таврический национальный университет им. В. Вернадского. Модерировал мероприятие известный украинский историк, востоковед, переводчик Корана на украинский язык Михаил Якубович.
Читайте также...
|
20.12.2017 Если женщины хотят спортивных игр — погода не сможет стать помехой |
|
15.12.2017 Без религиозных организаций работа по преодолению алко- и наркозависимости менее успешна |
|
15.12.2017 «Накорми бедного»: харьковские мусульмане согрели обездоленных горячими обедами |