Сегодня много говорят об осознанном, сознательном отношения к миру. О том, что человек должен отвечать не только за свои поступки и слова, но и за жизнь — как свою, так и своей страны, что каждый член общества должен активно влиять на происходящее в обществе. Но чего можно ожидать от человека, за которого всю жизнь, с детства, решали другие? Родители — дома, воспитатели — в саду, педагоги — в школе или в вузе ... Станет ли сознательным гражданином тот, кого всегда вели, и кому даже в голову не приходит, что можно быть тем, кто сам ведет или по крайней мере критически относится к определенным ситуациям?
Как воспитать гражданина, не страдающего таким распространенным, к сожалению, недугом, как иждивенческое отношение к государству, к власти? Как избежать крайностей в воспитании, когда из слишком послушного и слишком скромного ребенка вдруг вырастает личность с сервильной психологией, привыкшая бездумно повиноваться приказам старших, а потому приспосабливающаяся к любому, даже самому нечеловеческому тираническому режиму — чтобы «хватало на хлеб», а власти, мол, виднее.
Другая крайность — когда ребенка воспитывают, убеждая в его превосходстве над окружающими, и он становится маленьким деспотом, идущим к своей цели прямо, как говорится, по головам, не считаясь с интересами других. Чтобы избежать перекосов и ошибок, воспитать активную личность, способную выполнять свои гражданские обязанности, в гимназии «Наше будущее» пытаются привить ученикам уважение к людям, ознакомить с правилами жизни в обществе и дать представление о демократических институтах.
Детям не просто рассказывают о парламентаризме или местном самоуправлении — любая информация, не подкрепленная практикой, будет пылиться где-то на дальних полках памяти. Ученики гимназии «Наше будущее» могут испытать себя в роли сознательных граждан, которые влияют на процессы в обществе. И это не какие-то ролевые игры — это действительно работает, настоящее гимназическое самоуправление.
В конце прошлой недели в гимназии выбирали своего президента. Гимназическому плебисциту предшествовали предвыборные кампании четырех претендентов. Кандидаты подготовили презентации своих программ, выступали перед избирателями с речами, пытаясь убедить не только в преимуществах именно такого плана действий, но в своей способности воплотить в жизнь обещания и реализовать планы.
За высший пост в гимназической республике соревновались восьмиклассники Оксана Лычковская, Хайбар Аханг, Ясмина Шан и Башир Абу Руб.
Каждый ученик гимназии, получив «бюллетень» (лист со штампом гимназии) написал имя кандидата, который, по его мнению, будет лучше всего выполнять обязанности президента, и опустил в импровизированную урну. И вот после подсчета бюллетеней определили победителя — это восьмиклассник Башир.
Кстати, во время выборов рассматривались не только претенденты на пост президента — дети живо обсуждали также кандидатуры будущих членов нового «правительства» гимназии: в «Нашем будущем» есть и свой кабмин, где соответствующие министры занимаются культурой, этикой, моралью, физическим развитием и спортом, здоровьем.