Конгресс мусульман Украины

«Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь!» (Коран, 3:103)

Разногласия в исламе. Терминология и религиозные понятия

28.01.2010 / 987

Возвращаясь к актуальной теме разногласий между мусульманами, вспомним, что разногласия были и у сподвижников Пророка, мир ему и благословение. Они расходились во мнениях по вопросам веры, обрядов поклонения, наследования, торговли, брака и развода, преступления и наказания, однако, все это не сделало их врагами или противниками, не разрушило братских уз и единства мусульманской общины. И причиной тому было именно правильное понимание данного вопроса.

К сожалению, сегодня в среде мусульман находятся те, кто использует религиозные разногласия для достижения определенных целей, противоречащих интересам мусульманской уммы. Поэтому, изучая Ислам, мусульмане обязаны искать информацию, которая дала бы как можно более полное представление о том или ином вопросе. Удивительно, но мы найдем, что и сподвижники, и ученые имели различные мнения, а потому и у нас нет причин для фанатизма или обвинений друг друга в неверии — мусульманин имеет право следовать любому авторитетному мнению, но обязательно должен сравнивать доказательства с целью определить наиболее сильные из них, хотя это дано не каждому.

Одной из важнейших задач сегодня является разрешение терминологической путаницы. Особенно серьезные последствия она имеет, когда используются такие термины как вера и неверие, многобожие, язычество, невежество и лицемерие. Следует помнить, что в Коране и сунне все эти понятия относительны и имеют различные степени и смыслы: иногда слово вера означает максимальную, полную, совершенную степень веры, иногда — минимальную степень веры; лицемерие может означать как практическое лицемерие, так и лицемерие в идеологическом смысле. Соответственно и неверие, многобожие и прочие понятия.

Например, в Коране сказано: «Верующие — только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха; у которых, когда им произносят Его аяты, приумножается их вера; которые уповают на своего Господа; которые совершают молитву и расходуют из того, что Мы дали им в удел. Они и есть истинно верующие. Им уготовано высокое положение у Господа их, прощение [за проступки] и щедрый удел» (Коран, 8:2—4).

В этом аяте говорится о максимальной степени веры, то есть речь идет о качествах полноценных верующих. Но это не значит, что если кто-то не испытывает страха каждый раз при упоминании имени Аллаха, он неверующий.

Другой пример. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) сказано: «Не прелюбодействует прелюбодей — и он верующий, не пьет пьющий вино — и он верующий, не крадет вор — и он верующий». Этот хадис о том, что во время совершения названных грехов мусульманин не может быть полноценным верующим, но это совсем не значит, что он становится неверным.

Или же хадис, в котором Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Вера — семьдесят с лишним частей. Высшая — это слова «нет бога кроме Аллаха», а низшая — это удалить препятствие с пути людей; и стыдливость тоже часть веры».

В этом же ключе нужно понимать и следующие хадисы: «Не уверует ни один из вас, пока не пожелает своему брату того, что желает себе»; «Не уверовал в меня тот, кто лег спать, а его сосед голоден»; «Не войдете в Рай пока не уверуете, и не уверуете, пока не полюбите друг друга».

Разные степени имеет и такое понятие как многобожие, или ширк. В Священной Книге сказано: «Воистину, Аллах не прощает, когда поклоняются другим божествам кроме Него, а все [иные грехи], помимо этого, прощает, кому пожелает» (Коран, 4:48).

В данном случае речь идет о высшей степени многобожия — поклонении и буквальном обожествлении кого-либо, кроме Аллаха. Такой ширк делает человека многобожником. Но бывает и неявный ширк, или ширк относительный, которые, являясь грехами, все же не выводят человека из Ислама, что подтверждают слова Посланника (мир ему и благословение): «Кто поклялся не именем Аллаха, тот совершил многобожие». А также: «Заговоры, амулеты и гадание — многобожие».

Эти виды многобожия — косвенные и относительные — не могут быть равны большому многобожию, которое выводит человека из Ислама. Всевышний говорит о последнем: «Воистину, те, которые не веруют в Аллаха и Его посланников, хотят различать [веру] Аллаха от [веры в] Его посланников, говоря при этом: «Мы веруем в одних [посланников] и не веруем в других…» (Коран, 4:150); «Не веруют те, которые утверждают: «Воистину, Аллах — третий из Троицы» — нет божества, кроме Единого Бога! Если они не отрекутся от того, что твердят, то тех из них, которые не уверовали, постигнет мучительное наказание» (Коран, 6:73).

Такое неверие — полное. О частичном или относительном неверии сообщается в хадисах: «Оскорбление мусульманина — нечестивость, убийство мусульманина — неверие»; «Между человеком и неверием — оставление молитвы»; «Не отказывайтесь от ваших отцов, кто отказался от своего отца, то это неверие».

Также бывают разные степени и виды лицемерия. Например, есть лицемерие в вере и убеждениях:

«Среди людей есть такие, которые утверждают: «Мы уверовали в Аллаха и в Судный день». Но они — не верующие» (Коран, 2:8).

«Когда лицемеры приходят к тебе, они говорят: «Свидетельствуем, что ты — посланник Аллаха». Аллах знает, что ты — Его посланник, и Аллах свидетельствует, что лицемеры — лжецы» (Коран, 63:1).

Именно для лицемеров уготовлено страшное наказание: «Воистину, лицемеры [будут гореть] в глубине адского огня…» (Коран, 4: 145).

Также в хадисах сказано: «Качествами лицемера есть три качества, если он говорит, лжет, если обещает, не выполняет, если ему доверить предает»; «Если он будет спорить, то проявит нечестивость». Тем не менее, практическое лицемерие и лицемерие нравственное, несмотря на то, что они являются большими грехами, все-таки не делают человека неверующим.

В свою очередь и понятия язычества и невежества, обозначаемые обычно термином джахилия, нередко имеют относительное значение. Когда один из сподвижников — Абу Зарр — оскорбил Биляла словами «ты сын черной», Пророк (мир ему и благословение) сказал ему: «Ты человек, в котором есть джахилия» — то есть не очистился от дел, совершавшихся во времена невежества и язычества. Важно отметить, что Абу Зарр не стал неверным или язычником, хоть и заслужил порицание Пророка (мир ему и благословение).

Мы привели некоторые примеры того, что в Исламе есть термины и понятия, использование которых требует предельной ясности и конкретности. И уж конечно, недопустимы голословные нападки, когда мусульман, совершивших малый или относительный ширк, обвиняют в неверии и называют неверующими, а людям, которым присущи качества лицемеров, говорят, что их ждет вечный ад, — это крайне опасное явление нарушает единство мусульманской общины. Просим Аллаха направить нас к истине.

Сейран АРИФОВ

По материалам сайта"Ислам в Украине"

    

Следите за нашими мероприятиями, новостями, обсуждайте в социальных сетях

Дружественные и партнерские ресурсы