По окончании молитвы мы побеседовали с несколькими прихожанами о том, что значит для них этот праздник, как им живется в Одессе, насколько сложно придерживаться традиций ислама, проживая в преимущественно православном окружении.
- Сюда я приехал на учебу, здесь и остался жить,- говорит Мухаммед, уроженец Сирии, — сейчас в Сирии очень неспокойно, мы очень переживаем за своих родных, которые остались там.
Как рассказал Мухаммед, он работает на промтоварном рынке «7-й километр». Каких-либо сложностей в общении с украинцами у него нет. Соблюдать некоторые ограничения, которые накладывает ислам на питание верующих, в Одессе тоже несложно – в нашем городе уже есть несколько магазинов так называемых халяльных (чистых) продуктов. Один из них расположен в районе Нового базара. Есть магазин на Черемушках.
Хашим – уроженец Афганистана. Проживает в Одессе с 1994 года. Окончил Одесский институт связи (ныне Академия связи).
- Сейчас в Афганистане очень неспокойно, — говорит Хашим,- Одесса стала для нас родным домом. Работаю, как и многие соотечественники на 7-м километре.
В Одессе у Хашима семья, на торжественной молитве он был со своим сыном Исмаилом, которому уже 14 лет. Как и дети большинства одесских мусульман, Исмаил ходит в обычную одесскую школу и не ощущает к себе какого-то особого отношения, потому что он мусульманин.
Закир Абдуллаевич, родился в Ташкенте, но большую часть жизни прожил в Одессе. По специальности он – врач, сейчас на пенсии.
- Я мусульманин по рождению, — говорит Закир Абдуллаевич, — никаких сложностей в общении с верующими других конфессий у меня никогда не было. Дело в том, что в исламе христиане и иудеи считаются «людьми Книги» — почитателями религии, ниспосланной Богом. Поэтому и отношение к христианам и иудеям в исламе очень лояльное, и браки между мусульманами и христианам ислам не запрещает. Ислам осуждает лишь язычников и поклонение идолам.
Салед — уроженец Египта, в Одессе живет уже более 16 лет.
- Я приехал в Украину по работе, да здесь и остался, — говорит Салед. Здесь я женился на украинке, она , кстати, не мусульманка, у нас двое детей. Живем хорошо. Вообще, Одесса мне очень нравится – это очень дружелюбный город.
Специально для НОВОСТНИКА представитель исламского культурного центра «Ал Масар» Адам Зейтуллаев рассказал о смысле обряда жертвоприношения в этот день:
- Праздник Ид аль Адха является кульминационным событием хаджа, — говорит Адам. В этот день паломники совершают жертвоприношение в долине Мина в память о жертвоприношении Ибрахима (Библейского Авраама). Мусульмане на местах также приносят в жертву. Обычно, в качестве жертвенных животных берутся козы и овцы. Мясо жертвенных животных делят на три части. Одну оставляют себе, другую раздают в качестве милостыни мусульманам, третью дарят родственникам и соседям, в том числе и не мусульманам.
В этом году жертвоприношение животных-барашков состоится в селе Нерубайское с соблюдением всех санитарных и ветеринарных норм.
По словам Адама, ислам не обязывает всех верующих приносить в жертву животных. По нормам ислама, это должны делать лишь состоятельные мусульмане – те, у кого есть излишек в накоплениях в эквиваленте 85 граммов золота.
- Смысл жертвоприношения, в первую очередь, духовный – говорит Адам Зейтуллаев. — Мусульмане на свои честно заработаные деньги приносят жертву и делятся с бедными и малоимущими.
Андрей Соколов, Михиал Штекель (фото)