С 22 по 28 марта 2013 года киевляне имели редкую возможность читать людей, словно книги. Этот шанс предоставляет акция «Живая библиотека», проходящая в рамках Международного фестиваля документального кино о правах человека Docudays UA. В импровизированом «читальном зале» каждый желающий может выбрать «книгу» себе по вкусу. Главное правило пользования «изданием» — быть толерантным и вежливым на протяжении всего чтения.
Тарик Сархан, руководитель отдела по ознакомлению с исламской культурой ОО «Аль-Нур», принимает участие в этой акции ежегодно. В течение мероприятий компанию ему составляют другие добровольцы-мусульмане. По признанию библиотекарей, книга «мусульманин» неизменно вызывает живой интерес и пользуется у посетителей мероприятия самой большой популярностью. И хотя правила пользования библиотекой предполагают, что книгу одновременно может читать только один человек, в этом случае индивидуальное чтение иногда переростало в чтения коллективные.
Всегда интересно узнавать информацию о какой-то социальной группе непосредственно от ее представителя
Каждая из «книг» в той или иной степени представляет именно ту категорию людей, которая среди населения Украины в меньшинстве по этническому, религиозному, профессиональному и другим критериям, либо же представителей социальных групп, к которым по разным причинам остальное население относится с предубеждением.
Всегда интересно узнавать информацию о какой-то социальной группе непосредственно от ее представителя. Это не только избавляет от необходимости проводить долгую и кропотливую работу по изучению научных трудов, чтобы просто начать ориентироваться в вопросе, но и дает возможность понять практическую сторону, увидеть, как эти догмы, лозунги и принципы реализуются в повседневной жизни. Но как расширить таким образом свой кругозор, если в кругу общения человека отсутствуют представители этих вызывающих любопытство социальных групп, а приставать с расспросами к посторонним боязно от незнания, как они на эти вопросы отреагируют?
Эту проблему решает «Живая библиотека», работающая под лозунгом «Не суди книгу по обложке», ведь все «книги» добавляются на полку по собственному желанию и а-приори готовы отвечать на вопросы каждого, у кого они возникнут. Даже если на один и тот же вопрос в течение дня придется отвечать множество раз.
Супруги-мусульмане развенчивают стереотипы
Руководитель общественной организации «Аль-Исра» палестинец Дея Ашур со своей украинской супругой Екатериной согласились стать двухтомником, который развеет стереотипы читателей о мусульманских семьях.
Эта супружеская пара охотно общается с каждым желающим, независимо от религиозной и этнической принадлежности, на целый ряд тем: от бытовых ситуаций, одежды и питания до извечных вопросов морали, религии, истины и традиционных ценностей.
«Эти стереотипы формируют о нас СМИ, кинопродукция, перекосы международного сообщества в борьбе с терроризмом и наследие «страны советов», всячески боровшейся с «пережитками прошлого» в виде религиозности и традиционной семьи», — говорит Дея. — «Мусульманин должен уважать свою жену и воспринимать ее как личность, а не как прислугу и приложение к плите и стиральной машине. Именно этому учит ислам, какими бы штампами ни пестрели киносюжеты. Хотя должен отметить, что украинское общество в целом толерантно относится к иноверцам, но в то же время мусульманок отчего-то многие видят угнетенными, забитыми и необразованными рабынями дома, а нас, мужчин, — их поработителями».
«Почему-то первая реакция людей, видящих славянку-мусульманку: «Тебя же муж заставил, да?»
Эта супружеская пара как своим личным опытом, так и опытом своих родных, друзей, знакомых опровергает множество стереотипов.
«Я родилась в христианской семье, и приняла ислам по собственному убеждению восемь лет назад», — делится Екатерина. — «Почему-то первая реакция людей, видящих славянку-мусульманку, да еще и в платке: «Тебя же муж заставил, да?»; и когда узнают, например, что девушка и не замужем еще, и никогда не была, обычно бывают озадачены.
Я много читала, изучала — и путем сравнения и размышлений пришла к этому решению. Когда мы с будущим мужем познакомились, я уже пять лет исповедовала ислам, поэтому никто при всем желании не может обвинить его в давлении на меня. Мама моя тоже стала мусульманкой, отец же остался христианином».
Екатерина, как и большинство ее подруг среди сестер по вере, получает высшее образование, принимает участие в волонтерских проектах. Она всегда может рассчитывать на помощь и поддержку мужа во всех ее благих начинаниях.