Вы здесь
Добавить комментарий
Феномен «Арабской весны» привлек внимание всего мира к происходящим в регионе событиям. Его обсуждение было начато 21.09.11 на научном коллоквиуме в Киеве, однако тема оказалась слишком обширной, чтобы ее можно было всесторонне раскрыть за один подход. Поэтому в пятницу, 16 декабря 2011 года г. Симферополе обсуждение было продолжено организованном ВАОО «Альраид» на круглом столе «Основные религиозные и религиозно-политические течения в исламском мире на фоне революций в арабских странах».
В заседании приняли участие эксперты в вопросах религии (в том числе начальник управления по вопросам религии Министерства культуры АРК Александр Селевко), а также представители научного сообщества из ведущих высших учебных заведений полуострова.
В своем вступительном слове проректор по учебной работе КИПУ д. п. н. профессор Муеддин Хайруддинов пожелал всем присутствующим конструктивной работы. Затем он предоставил слово ведущему научному сотруднику Отдела Азии и Африки Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины, вице-президенту ВОО «Украинский центр исламоведения», к. и. н. Вячеславу Шведу.
Истоки «Арабской весны»
Доклад Вячеслава Александровича «Братья-мусульмане в современном политическом процессе Египта и Ближневосточного региона» вызвал особый интерес среди экспертов.
В своем выступлении он обратил внимание на суть происходящих событий на Ближнем Востоке, ведь по его мнению так называемая «арабская весна» есть по своей сущности процессом цивилизационной натурализации арабского мира (восстановлением его цивилизационной идентичности) на основе Ислама, который впитывает в себя все достижения человечества.
Востоковед считает, что это явлелние не привнесенное и не инспирированное извне, но финансовые, организационные, идеологические, политические предпосылки нынешних трансформационных изменений были сформированы именно внутри арабского мира; а главной движущей силой «арабской весны» стали страны из состава совета сотрудничества арабских государств Залива (Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ, Кувейт, Бахрейн и Оман).
Целю этих монархий, по мнению ученого, является воссоздание цивилизационной однородности арабского пространства, чтобы вновь запустить в действие потенциал и механизмы Ислама как доктрины и программы, и в том числе - как модели экономического развития региона. «Это должно привести к возвращению арабского мира на те передовые позиции развития человеческой цивилизации, которые арабский мир имел более 1000 лет тому назад», - подчеркнул В. Швед.
Ислам - стимул к развитию
Муфтий Духовного управления мусульман Украины «УММА», магистр религиоведения Саид Исмагилов в своем докладе «Исламские факторы в арабских народных революциях» особо отметил тот факт, что мусульманский мир стремительно меняется. Арабские страны Африки и Азии, по его мнению, «сотрясаются от событий «Арабской весны», плавно перешедшей в «Арабскую осень» и рискующей растянутся до «Арабской весны-2».
Эксперт по вопросам шариата обратил снимание собравшихся, что главным цивилизационным смыслом, сущностью арабской весны является возрождение исламской идентичности арабского народа, возрождение его культурно-исторического кода.
Муфтий “Уммы” считает, что на сегодняшний день особую роль играет Турция, которая успешно сочетает приверженность Исламу с принципами демократии и вполне заслужено становится лидером на Ближнем Востоке. Пример этого государства дает арабским странам надежду на построение современных цивилизованных государств не в ущерб своей исламской идентичности. Однако вопрос, смогут ли арабские страны повторить или превзойти достижения своих турецких единоверцев, остается открытым.
В данный момент есть несколько религиозно-политических движений, которые декларируют стремление соответствия исламским принципам в своей деятельности. При этом у них имеются различия в идеологической базе, взглядах на ряд вопросов и средствах реализации своей программы.
Магистр шариатских наук Сейран Арифов своем докладе «Аналитический цикл о течениях в Исламском мире» достаточно подробно объяснил сущность таких образований, Братья-мусульмане, салафиты, Хизб-ут-тахрир и хабашиты; а также разногласия, которые существуют в настоящее время между данными течениями и место, которое они занимают в процентном соотношении в арабском мире.
За каждым из представленных на круглом столе докладов следовала оживленная дискуссия, в которой собравшиеся эксперты могли обменяться мнениями и более глубоко и разносторонне изучить затронутые вопросы.