Вы здесь
Добавить комментарий
23 февраля в Национальном музее литературы Украины прошел вечер памяти Номана Челебиджихана — крымскотатарского духовного, общественного и политического лидера, зверски убитого большевиками 99 лет назад. Мероприятие в сотрудничестве с музеем организовали и провели ВАОО «Альраид», Исламский культурный центр Киева, Центр культуры и ремесел «Тамга» и общественная организация «Эль-Чебер».
В программе, помимо рассказов о жизни, творчестве, духовном и политическом пути Челебиджихана, была его поэзия на крымскотатарском (с переводом на украинский) и показ киноленты «Алим» (черно-белый немой фильм 1926 года, повествующий о легендарном крымскотатарском народном мстителе).
Кроме того, в музее действует экспозиция декоративно-прикладного искусства крымских татар — как древних образцов, так и современных работ в тех же техниках. Выставка продлится до 26 февраля.
Коран, а также молитву-дуа по Номану Челебиджихану и всем замученным советским режимом читал муфтий Духовного управления мусульман Украины «Умма» Саид Исмагилов. Символичность выбранных муфтием аятов (Коран, 2:152–157) подчеркнул заместитель главы ВАОО «Альраид» Сейран Арифов: в этом отрывке Всевышний призывает людей не считать мертвыми тех, кто погиб за правое дело, защищая свою веру, свой народ, землю, отстаивая справедливость. И пока Номана Челебиджихана вспоминают, изучают его наследие, он будет жив в наших сердцах и наших идеях.
Глава Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров отметил, что косить цвет наций — обычная практика большевиков, и поделился интересным наблюдением. Дело в том, что с момента возвращения крымских татар на родину они стали регулярно проводить траурные мероприятия у стен здания в Севастополе, где раньше была тюрьма, в которой 23 февраля 1917 года был запытан, зверски убит, расчленен и сброшен в море Номан Челебиджихан. Такие мероприятия проводились вплоть до оккупации Крыма Россией.
«И когда там начали собираться крымские татары, жившие в этом городе десятилетиями русские подходили и спрашивали, что это за здание, и что это за акция — потому что раньше там ни разу ничего не проводили. И это странно, потому что в этой тюрьме замучили не только Челебиджихана, но и многих представителей русской интеллигенции. Даже как-то обидно, что их память никто не приходит почтить».
А в том, что Челебиджихан действительно был цветом нации, сомневаться не приходится — об этом красноречиво свидетельствует его биография. По словам историка Гульнары Бекировой, у любого народа есть личности, которые известны каждому его представителю. Они консолидируют и символически цементируют этнос, вдохновляют его на борьбу и созидание, позволяют ему сохраниться даже в самые сложные времена... Для крымских татар столь весомой фигурой является Номан Челебиджихан — муфтий Крыма, один из организаторов I Курултая крымскотатарского народа, председатель правительства Крымской Народной Республики, образованной в 1917; поэт, писатель.
«Арест муфтия крымские татары расценили, сказано в „Известиях Комитета Бакинских мусульманских общественных организаций“ от 20 августа 1917 года, как „невероятное насилие над своим разумом, совестью, ибо в сознании народа муфтий не только лидер народного движения, но прежде всего он, народный избранник, олицетворяет собой народную совесть, гордость, сознание“.
Насколько же велики были в народе уважение и любовь к этому, еще молодому (ему было тогда всего 32 года), человеку!»
Известный крымскотатарский керамист и художник Рустем Скибин, который создал общественное объединение «Эль-Чебер» и стоял у истоков создания Центра культуры и ремесел «Тамга», рассказал о представленный на выставке экспонатах и их связи с личностью Челебиджихана:
«Он мечтал о государственности для крымских татар, о развитии культуры, искусства, науки. Однако все годы с его гибели наш народ подвергался гонениям, а наша культура планомерно уничтожалась. Поэтому сейчас мы пытаемся восстановить и сохранить это наследие, душу народа. Эти артефакты — как из моей личной коллекции, так и из собраний моих знакомых. Они показывают связь поколений, которую удалось сохранить, несмотря на все испытания — сейчас мы опять научились делать те же вещи в тех же техниках, что и наши предки».