Вы здесь
Добавить комментарий
Самые яркие страницы истории ислама на территории Украины связаны с Крымом. Именно Крымский полуостров стал главным ареалом распространения ислама на землях, входящих в состав нынешней Украины. Именно здесь основалась и окрепла уникальная мусульманская цивилизация, пусть самая северная из всех после разрушения Московией Казанского ханства 1552 года. Именно здесь ислам превратился в государственную религию Крымского ханства, которое сохраняло свою полную или частичную независимость на протяжении более 300 лет.
Ислам практически с первых лет своего существования на Крымском полуострове произвел чрезвычайно глубокое влияние на формирование крымско-татарского народа - одного из двух автохтонных народов Украины. Ведь на землях Крыма в период с XIII по XVI вв. произошло формирование крымских татар как отдельного этноса со своей религией - исламом. Вместе с тем Крымский полуостров на долгое время оставался главным каналом, по которому население Поднепровья узнавало об исламе и мусульманах.
Предпосылки закрепления ислама в Крыму связаны с приходом сюда части монголо-татар в 1223 г., когда в Крыму был образован отдельный улус (область, наместничество) Золотой Орды. Вот именно эта частица тюркского этноса, осевшая здесь, и приняла несколько позже ислам. На момент прихода в Крым татары придерживались шаманизма, многобожия (ширка).
Однако, контактируя с мусульманским миром, ханы увидели в исламе мощное духовное средство для консолидации молодого народа и построения в государстве прочной системы политической власти на принципах шариата (юридической системы ислама).
Еще сын Чингисхана хан Угедей начал благожелательно относиться к мусульманам. Но уже младший брат хана Батыя золотоордынский хан Берке (XIII в.) стал ревностным сторонником ислама. Став мусульманином, он начал активно распространять его в Крымском улусе. Этот процесс значительно усилился с момента, когда Берке допустил на полуостров турок-сельджуков, отдав в удел турецкому султану Из-эд-Дину крепость Судак.
Однако окончательное утверждена ислама в Крыму произошло при хане Узбеке (1313-1342), который официально ввел ислам как государственную религию на полуострове. Сам хан некоторое время жил в Крыму, считаясь образцом соблюдения требований ислама. Завершил исламизацию тюркоязычного населения Крыма легендарный Тамерлан (1336-1405). Устранив хана Тохтамыша, он включил полуостров в состав своей огромной империи. В своей политике Тамерлан опирался на мусульманских духовных лиц и всячески способствовал укреплению позиций ислама.
Впоследствии, после завершения золотоординского периода своей истории, Крымский улус выделился в самостоятельное государственное образование, на почве которого и возникло независимое крымскотатарское государство. С 1427года оно находилось под властью династии ханов из рода Гиреев (Гераев).
В 1475 г. начался новый период в истории ханства. В этом году турки-османы, ворвавшись на полуостров, подчинили себе крымско-татарское государство. Правители Крыма стали вассалами Стамбула. Делами в государстве начали управлять турецкие чиновники, которых назначал султан. Религиозная жизнь мусульман полуострова также попала под контроль Османской империи. Все высшие духовные лица назначались при участии представителя султана, имя которого считалось священным и ежедневно восхвалялось в крымских мечетях.
Состоялось сращивание светской государственной и религиозной власти. Муфтием (руководителем) мусульман стали считать хана. Духовные лица стали влиятельной политической силой в государстве. Муфтий Крыма входил в состав Государственного совета империи - Дивана. Далее места на иерархической лестнице занимали казы (судьи по шариату), мударисы (ответственные за обучение в мусульманских школах - мекиебе), имамы, шейхи (главы мусульманских братств), суфу (члены братств или отшельники). Они заботились о просвещении крымчан в духе ислама, обучали соблюдению его предписаний, воспитывали правоверных мусульман и добросовестных подданных. Ислам стал основой духовной жизни крымскотатарского народа. Практически во всех значительных поселениях действовали мечети, которых насчитывалось не менее 1,5 тысячи. Мусульмане Крыма были последовательными суннитами, хотя иногда с Северного Кавказа сюда приносили суфизм, а в Евпатории (Гезлев) жили дервиши. Ведущим авторитетом по вопросам мусульманского права, председателем улемов (богословов) был шейх-уль-ислам, титул которого введен в Османской империи в 1424 году.
Длительное время в Крыму царила атмосфера веротерпимости. На территории государства свободно действовали православные, католические, греческие, армянские церкви и монастыри, еврейские и караимские синагоги.
Под влиянием идей и норм ислама сформировалась национальная культура крымско-татарского народа, его бытовые традиции, язык, образ жизни, система образования и воспитания детей; расцвела литература, книжное дело, музыка, резьба по камню и дереву, орнаментальное искусство и особенно архитектура. Ценными памятниками мусульманской архитектуры богат г.Старый Крым с мечетями Узбека и Бейбарса, Куршун-Джами и Тахтали-Джами, с медресе, караван-сараями и фонтанами.
Немало памятников мусульманской культуры есть в г. Бахчисарай - в бывшем административном центре ханства: дворец, мечети, богатое в прошлом собрание мусульманской литературы средневековья.
Центрами мусульманской цивилизации Крыма также были Карасу-базар (Белогорск), Кафа (Феодосия), Гезлев (Евпатория) с его уникальной мечетью Джума-Джами (1552).
Расцвела целая плеяда блестящих деятелей мусульманской культуры. К ним прежде всего принадлежали хан Ходжа-Девлет-Гирей, Ремаль-ходжа, Сеид-Мухаммад-Риза и многие другие.
С давних времен (вероятно, с доисламских) в Крыму бытовала местная традиция посещения особо чтимых мест. Хотя Коран и осуждает такие формы поклонения, все же эта традиция сохранилась в Крыму на протяжении веков вплоть до трагических для крымских татар дней мая 1944 года.
Слишком почитались такие исламизированные святыни: азиз (памятный знак) Инкерманский в пределах современного Севастополя, азиз Саглик -су вблизи этого города; неподалеку от Бахчисарая и Чуфут-Кале объектами поклонения были тюрбе (мавзолей) Мелек-Хайдер и Гази-Мансур. Местная традиция чтит первых мусульман - сахаба - сподвижников пророка Мухаммеда, которые приходили в Крым с миссионерской целью. Неподалеку Симферополя находится Кирк-азиз, где в большой пещере почиталось захоронение сорока шахидов-мучеников, погибших за ислам. Паломничество также осуществляли к другому азизу вблизи Симферополя - Салгир-баба, а также до сего дня безымянному азизу вблизи лимана Мойнаки в Евпатории. Вблизи азизов конечно поселялись шейхи, иногда и дервиши, которые исполняли обряды для паломников. Впрочем, официальное учение ислама отрицает наслоение местных культов.
Крым как форпост мусульманской цивилизации сыграл заметную роль в распространении ислама среди ногайских татар на южно-украинских землях. С ним связаны чуть ли не все самые яркие страницы истории ислама на землях нынешней Украины. Однако с Крымом связаны и кровавые века татарской агрессии против Украины и героического сопротивления украинцев посягательствам мусульманских народов юга.
Из книги «Історія релігії в Україні: Навчальний посібник» / A.M. Колодний, П.Л. Яроцький, Б.О. Лобовик та ін.; За ред. A.M. Колодного, П.Л. Яроцького. — К.: Т-во "Знання", КОО, 1999