Вы здесь
Добавить комментарий
4 июня 2013 года в Симферопольском исламском культурном центре ВАОО «Альраид» состоялся научный круглый стол «Взаимовлияние культур как фактор межэтнического и межконфессионального согласия в Крыму». Мероприятие прошло в рамках празднования Дня науки в Украине. В нем приняли участие кандидаты и доктора наук, преподаватели крымских ВУЗов, исследователи ислама.
По итогам встречи председатель крымского отделения ВАОО «Альраид» Али Мохаммад Таха отметил, что общение прошло плодотворно и подобные обсуждения нужно проводить регулярно. «Крым является домом для представителей разных национальностей и конфессий. Чтобы такое соседство было источником блага для всех нас — нужно отойти от стереотипов, сделать шаги навстречу друг другу. Сознательные мусульмане стремятся к миру и гармонии со своими соседями», — подчеркнул он.
«Альраид» за межконфессиональный мир в Крыму
Директор крымского научного центра исламоведения Айдер Булатов отметил, что «Альраид» пока единственная организация в Крыму, озабоченная вопросами мирных и плодотворных межконфессиональных и межкультурных отношений.
По словам Александра Айрабина, доктора исторических наук и руководителя Крымского отделения института востоковедения НАН Украины, необходимость подобного обсуждения возникла в связи с возросшим количеством негативных и непрофессиональных комментариев в отношении общемировых событий, связанных с мусульманством. «Чрезмерный динамизм событий, происходящих в Исламе, и масса комментариев, зачастую не совсем профессиональных из-за стремления к сенсации, вызвали необходимость выслушать и попытаться понять мнение представителей ислама, а не пользоваться информацией из третьих рук», — считает ученый.
Ислам не приемлет крайностей, экстремизма и произвола
Это утверждение стало ключевым в выступлении председателя ВАОО «Альраид» в Крыму Али Мохаммад Таха. «Наша религия не приемлет крайностей, экстремизма и произвола. Мы призываем к мирному сосуществованию между народами и представителями разных культур, населяющими полуостров, и стремимся к укреплению мира и согласия в нашем обществе».
Его тезисы развил глава ревизионной комиссии «Альраид», магистр шариатских наук Сейран Арифов. Докладчик начал разговор с подробного разъяснения понятия «васатыйя» (ар. «середина»), а затем рассказал о призывах к умеренности и равновесии в межконфессиональных отношениях, содержащихся в Коране и Сунне. «Истина (наилучшее, правильное) в реальности практически всегда находится между крайностями, которые представляют собой ошибки, заблуждения и ложь», — сказал он.
Гражданский долг каждого мусульманина
Особое внимание господин Арифов уделил объяснению сочетания гражданского долга мусульманина и его религиозной идентичности.
Он выделил несколько принципов, которым должен следовать мусульманин, живущий в немусульманском государстве. Уважение власти и верховенству закона является обязанностью мусульманина, в соответствие с общественным договором, в котором он добровольно участвует. Мусульманин должен исполнять свой долг по отношению к обществу и стране, в которых он живет, но также выступать против несправедливости или преступлений в этом обществе.
Докладчик напомнил, что пророк Мухаммад (мир ему и благословение) призывал каждого мусульманина наилучшим образом относиться к своему соседу, даже если тот — иноверец.
По словам шейха, мусульманин, стремящийся к равновесию в жизни, осуждает радикальные течения и экстремизм как ошибочные. «Золотая середина, умеренность, равновесие, это и есть исламский фундаментализм», — подчеркнул он.
Эта тема вызвала оживленное обсуждение среди участников конференции. Большинство ученых сошлись во мнении, что радикализм можно искоренить, если начать прежде всего с работы правохранительных органов. Если они будут действовать в соответствии с законом и пресекать попытки его нарушить независимо от личности и общественного положения нарушителя — не будет социального напряжения, которое и является благоприятной почвой для распространения радикальных идей.
Мусульманин должен хорошо знать свою религию, чтобы уберечься от «обработки» носителями радикальных идей
Саид Исмагилов, президент «Украинского центра исламоведческих исследований» и муфтий духовного управления мусульман Украины «Умма» считает, что обсуждение умеренности в исламе для украинцев стало актуальным только в последние годы.
«Появились крайности… Правда, среди мусульман Украины они распространены в незначительной степени, но их наличие нельзя отрицать из-за малочисленности подобных случаев. Бороться с такими идеями сложно, поскольку чаще всего их распространяют через интернет под вымышленными именами.
Единственное средство борьбы с этим — образование. Ведь мусульманина, который хорошо знает свою религию, невозможно «обработать» и ввести в заблуждение. Обратите внимание, что радикальные проповедники избирают себе в качестве аудитории мусульман, свою религию практически не знающих — эта публика не перепроверяет их слова на соответствие достоверным богословским источникам, ей можно внушить что угодно», — считает Саид-хазрат.